вторник, 22 октября 2013 г.

Прически эпохи Возрождения


В культуре эпохи Возрождения среди прочего большое значение придавалось красоте человеческого тела. Поэтому стоит ли удивляться тому, что в парикмахерском искусстве преобладала тяга к утонченности и изысканности. Волосы завивали с помощью папильоток, красили, укладывали волнами, использовали накладные косы и шелковые футляры, украшенные лентами. С другой стороны, еще долго модными оставались высоко выбритые надо лбом волосы и выщипанные брови. 


Общеизвестно, что первой из европейских стран в эпоху Возрождения вступила Италия, где тон в моде задавала Флоренция. Идеалом женской красоты считались, как и в готический период, белокурые длинные волосы и высокий лоб. Впрочем, цветовая гамма варьировалась от медово-пшеничного до золотисто-каштанового цвета. Для получения вожделенного оттенка итальянские модницы шли на различные ухищрения, а порой и жертвы. 



Так, в Венеции дамы готовы были часами сидеть в закрытых будочках на крышах домов, подставив под лучи палящего солнца волосы, смоченные различными обесцвечивающими растворами, в надежде получить яркий золотистый цвет с рыжим оттенком, хорошо знакомый нам по картинам Тициана. С этой же целью использовались и широкополые шляпы без тульи. Волосы раскладывались на полях для естественного обесцвечивания солнцем, в то же время широкие поля защищали лицо от загара. 

Эволюция парикмахерского искусства эпохи Возрождения отражена и на полотнах другого великого итальянца – Сандро Боттичелли. На портрете Симоны Веспуччи, созданном им в 1485 году, можно заметить, какими сложными подчас были женские прически. Открытый лоб, прямой пробор, украшенный жемчугом, локоны завиты мелкими волнами. Широкая прядь с боку плавно проходит через середину косы, уложенной на затылке в виде обруча, чтобы закончиться свободно спадающими завитками. 


В середине косы пучком уложены локоны, перехваченные лентой. По спине спускается распущенный пучок волос, перехваченный накрест лентой, а слева тонкая коса, украшенная жемчугом. Довершает этот шедевр парикмахерского искусства тонкий локон, уложенный на манер готического барбета под подбородком.

Такие сложные прически требовали наличия большого количества волос, поэтому для них зачастую использовали дополнительные детали: готовые шиньоны, пучки, косы, жгуты из волос. Вообще, прически эпохи Возрождения отличались сложным переплетением кос, жгутов и свободно ниспадающих локонов. Многие из них запечатлены на картинах Леонардо да Винчи. 


«Флорентийская коса» была одной из популярнейших причесок того времени. Волосы разделяли на прямой пробор, по бокам зачесывали полукругом от лица к затылку, а несколько прядей на висках подстригали, завивали и спускали на лицо. Вдоль спины, по примеру «рыцарской косы», ниспадала длинная прядь волос, крестообразно перевязанная лентой. Но и это еще не все!

На затылке укрепляли плоский головной убор – трансадо – с длинным футляром, в который укладывали перевязанную косу. Вместо трансадо порой использовали жемчужные нити в несколько рядов. К слову, чем богаче была дама, тем большее количество драгоценностей украшало ее прическу.



В XV веке Венеция оттеснила Флоренцию, став законодательницей моды, которой подражали в других странах Западной Европы. Венецианские прически напоминали валик с уложенными внутрь волосами и были похожи на мужскую прическу «Колба». Наряду с ними популярностью пользовались прически, представлявшие собой комбинацию кос и локонов с вплетенными в них полосками ткани. Дополнялись они сетками с цепочками, лентами, жемчугом, драгоценными камнями, серебряными и золотыми нитями. Такие сетки закреплялись высоко на затылке и спускались на плечи. 


Венецианская прическа конца XV века

Прически дополнялись головными уборами: беретами, тюрбанами, чепцами, моду на которые так же ввели венецианки. К концу эпохи Возрождения популярными стали прически с уложенными вокруг головы косами или жгутами. Из-под них  выпускались легко завитые тонкие пряди; в другом случае пряди укладывали восьмеркообразными жгутами на лбу. 


Прически конца эпохи Возрождения с косами и жгутами 

Мужчины эпохи Возрождения, как и во времена готической моды, отдавали предпочтение длинным волосам до плеч. Формой они напоминали колбу, овал или колокол. Подобно дамам, мужчины нередко накручивали волосы на папильотки, а затем получившимися волнами обрамляли лицо. Модными считались также прямые проборы и зачесанные назад от лица волосы. Большое значение сильный пол придавал уходу за бородой и усами, главным критерием красоты которых был однородный цвет. Поэтому с появлением первой седины, бороду старались красить в светлые тона. 


Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что прически Возрождения, в сравнении с предыдущими эпохами, отличались большей индивидуальностью, причудливыми формами и широким использованием декоративных элементов.


Источники:
«Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.
«Иллюстрированная энциклопедия моды» Кибалова Л. и др.

Иллюстрации:
некоторые взяты из книги  «Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

1 комментарий:

  1. Во время поздней готики длинные волосы у мужчин не котировались. По крайней мере в Англии и Франции большинство стриглось ''под горшок'' .

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...